Перейти к содержимому

Арсенал несокрушимого сценариста

(продолжение)

курс, который, наконец, приоткрывает завесу тайны над тем, как ведущие писатели проектируют свои сценарии

Арсенал несокрушимого сценариста

(продолжение)

курс, который, наконец, приоткрывает завесу тайны над тем, как ведущие писатели проектируют свои сценарии

Почему я могу тебе помочь?

Саша Коскин

Я — сценарист, писатель и творческий воспитатель. Еще я бывший психотерапевт, бывший актер, бывший IT-менеджер, бывший анархист, бывший пациент клиники неврозов и бывший муж (однократно). К тому же я почти пианист, почти певец и почти художник.

Как творческий воспитатель я работаю уже больше десятилетия. Я щупал, пожалуй, все основные подходы к развитию мастерства и личности писателя, долгое время обучался ремеслу лично у талантливых голливудских сценаристов и педагогов. Все это было необходимым, но не было достаточным. Зато последние несколько лет я изучаю наследие советской психологии творчества, эстетики и педагогики, диалектики и философии, и они ясно указывают путь полноценного развития творческой личности. Продолжая традиции, я разрабатываю курсы и программы прогрессивного творческого воспитания.

Я считаю, что никакие мои регалии и достижения кроме тех, которые прямо касаются творческого воспитания не имеют тут ровным счетом никакого значения.

Все эти «директор», «лауреат», и прочее, имеют мало отношения к тому, что я делаю здесь, поэтому пишу только то, что имеет значение для курса:

  • автор и педагог актерской и поэтической мастерской в сети детских творческих лагерей Salve (2012),
  • автор и педагог программы «Актерское мастерство для жизни» в ЦДПО ИНО МГОУ (2013-2015),
  • куратор программы Professional Screenwriting & Television Writing в Creative Ind. (2021-2022, LA, California),
  • чтец для продакшн-студии 3rd Room Ent. (2022),
  • создатель и куратор системы закрытого взаимного тестирования сценариев для выпускников программы в Creative Ind. (с 2021 года),
  • личный литературный ментор десятков сценаристов по всему миру (c 2021 года).

Почему именно я?

Основные части системы открыли и собрали мои голливудские наставники. Именно открыли, потому что ядро системы рождено из практики лучших профи, лучших сценаристов «фабрики грез». К фабрике грез можно относиться по-разному, но чего у них не отнять, так это профессионализма.

Система изначально разрабатывалась подвижной и развивается как живой организм: она учитывает сегодняшние требования индустрии, но опирается на вечные принципы (поэтому ты на мастерской с одинаковой пользой разберешь и сцену из Москва слезам не верит 1979-го года и часть пилота сериала Пацаны 2019-го).

Системного подхода я не видел больше нигде. Кусками и разрозненно много чего есть, но в виде цельной системы профессионального развития сценариста — нигде.

Причем, системы практического толка. Наш подход превращает даже разбор фильма, пилота, сцены, пьесы из пустого аналитического упражнения в инструмент активной практики.

Из всех подходов, которые мне известны и которые я испробовал, только этот уделяет столько внимания читателю. В первую очередь, мы изучаем аудиторию, читателя: как воздействуют на читателя те или иные драматические инструменты, как вызвать ту или иную реакцию, как достичь целостности и единства, что будет, если подкрутить вот это колесико в истории?

Вот эти вопросы интересуют нас в первую очередь и такой подход меняет отношение к работе и проектированию историй, сдвигает фокус в сторону аудитории и эффекта, которого мы хотим достичь.

Ты заметишь по ходу мастерской, что любую часть ремесла мы разбираем с читателем и зрителем в уме, если он не сидит прямо на сцене, то всегда незримо присутствует через одно допущение.

Именно поэтому система так эффективна в подготовке проникновенных сценаристов, писателей, которые умеют проникнуть в душу читателя.

Сложность писательства в том, что творческий метод всякого писателя уникален и не может быть переиспользован никем другим. Это значит, что каждый писатель должен выработать свой собственный творческий метод.

Поэтому многие утверждают, что нельзя научить писать. До определенной степени это справедливо, но есть элементы ремесла, о которых которые писатель должен иметь представление, чтобы искать свои их версии и комбинации.

Есть элементы ремесла, своего рода теория истории и творческие орудия, одинаковые для всех и потому доступные для обучения.

Та система проектирования историй и связанные с ней творческие инструменты, которую мы здесь предлагаем, не диктуют никаких правил и не дают жестких руководств, но только помогают понять взаимодействие и связь между элементами истории, их воздействие на читателя, чтобы писатель сам мог достигать таких эффектов, каких захочет, не вслепую, но осознанно.

Я б в писатели пошел, пусть меня научат!

Писать сложно.

Я знаю, как мучительно собирать обрывки мыслей, идей, образов в единое целое.

Знаю, как часто в рабочем столе сценариста валяются полусырые идеи, наброски, записи, обрывки сцен и диалогов, их там может быть на 10 сценариев, но не выходит толком и одного.

Знаю, как обидно бывает сдаться и отложить сценарий «до лучших времен», которые никогда не приходят. Каждый раз это как оторвать от себя кусок и бросить не собакам даже, а просто в ведро.

И это вечное мучительное чувство: а может я бездарность? Я вообще сценарист? Писатель? Где мои доказательства?

Кто-то думает про карьеру: «Вот если буду писать профессионально, тогда почувствую себя сценаристом.»

И вздыхает: «Ах, нету знакомств! Ах, если бы кто прочел мой сценарий!»

Только карьера — это сплав знакомств и профессионализма. Знакомства могут привести тебя в индустрию, но только профессионализм поможет удержаться там.

Карьеру сложно начать, но еще сложнее удержать. Это удается в среднем только 3 из 10 сценаристов. И это из тех, кто уже продал сценарий и начал карьеру. Даже профессионалы без системы беспомощны.

Профессионализм — это инструменты. В первую очередь инструменты.

Подойди к любому человеку и скажи ему: «Я вчера взял в руки кисть, а сегодня думаю расписать Сикстинскую капеллу». Увезут в дурдом.

А скажи: «Я вчера решил написать сценарий. Думаю, через месяц начнем снимать.» И тебе поверят, а то и станут завидовать.

Бред. Иллюзии. Наивность.

Талант — это навыки. Разница в таланте — это в первую очередь разница в навыках, и только потом про способности. Способности определяют только скорость, с которой мы эти навыки можем развить.

Но нас не учат этому, нам показывают гениев, которые в детском саду симфонии пишут. Потому что образ гения хорошо продается.

Совет от умных литературных агентов: когда с десятой попытки напишешь убойный сценарий, не забудь сказать, что он у тебя первый.

Нас обманывают и мы бросаем писать. Сдаемся. Но талант нельзя зарывать в землю. Его нужно раскрывать. Над ним нужно работать.

Писать сложно. Всем сложно, даже лучшим из нас. Но есть страдания необходимые, а есть излишние. От излишних нужно избавляться. Иначе они нас утопят.

Писать сложно, но этому можно научиться. Рассказывать истории — это навык. Талант — это набор навыков.

Твоя благодарная и преданная аудитория ждет тебя и она ближе, чем ты думаешь.

Мечта ближе, чем ты думаешь.

Близкая мечта или Кому сюда не надо

Так надо писать тогда? Чего тянуть-то? Много-много писать… Так? Не совсем.

Многие предлагают мастерские в духе «Напиши сценарий», «Напиши пьесу», «Закончи роман».

У многих из нас есть тайная мечта, будто я не написал еще значительного сценария только потому, что не было времени, потому что откладывал, но вот сейчас мастерская «Напиши полный метр за 24 дня» поможет мне взять на себя обязательство и я кааааак напишу!»

Может быть. Только какой в этом прок, если качество материала все равно останется тем же, что до мастерской? Чем тебе поможет стопка сценариев с одинаковыми ошибками в твоем ящике стола?

Если ты сейчас не пишешь профессионально, пишешь ниже своих собственных стандартов, значит есть пробелы в навыках.

Дело не во времени, не в том, что у тебя нет нужных знакомств, не в том, что чего-то не знаешь, а в первую очередь в том, что чего-то пока не умеешь и нужно учиться.

А новые навыки — это всегда большая работа, но об этом не говорят тебе сценарные гуру, потому что боятся, что ты убежишь и не купишь их курс, мастерскую, книгу, вебинар…

Если ты веришь, что можно за два месяца или за полгода научить новичка писать профессиональные сценарии, я не буду тебя разубеждать, но эта система не для тебя, не трать свое время.

Еще хуже, если ты веришь, что у тебя будет другой результат. Мол, вот другие понятно, у них не получится за полгода, а я смогу. Обидно, когда действительно талантливые люди закрываются своим «талантом» от работы, которая им действительно нужна.

Я видел не-талантливых сценаристов на тех мастерских, на которых учился я.

Правда, они очень быстро отваливались, когда понимали, что мы там работаем, а не чешем друг другу эго.

Это были ребята не-талантливые в том смысле, что они не поняли еще, что творчество — это такой же труд, которому нужно учиться.

Это были люди, которые пришли на мастерскую за подтверждением своей гениальности и избранности, а не получив желаемого, ушли.

А все другие, которые оставались и трудились, все сплошь были талантливые, я видел у них живую мысль, видел важные и значимые истории, которыми они хотели поделиться, но пока не могли, пока еще учились не расплескивать огонь по дороге от сердца писателя к читательскому.

учебный план мастерской на следующей странице

👇👇👇